Контактная информация
8 (343) 382-88-48 info@omnicomm-ural.ru
Перезвоните мне
г.Екатеринбург, ул. Амундсена, 107, оф. 313
ОМНИКОММ УРАЛ
ЗОЛОТОЙ ДИЛЕР В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Новости

Тахографы: зачем их используют, как выбирают и устанавливают

Тахограф — специализированное контрольно-измерительное оборудование, с помощью которого определяют параметры движения транспортного средства (ТС). Прибор контролирует сразу несколько характеристик: скорость, дистанцию, пройденную автомобилем, соотношение времени работы и отдыха водителя. Это бортовое устройство, которое монтируют в кабину для выполнения требований законодательства РФ и Европы и обеспечения безопасности движения.

Российские и зарубежные правовые нормы обязывают всех владельцев ТС, осуществляющих грузовые, коммерческие перевозки, устанавливать приборы, фиксирующие и передающие данные в «режиме реального времени». Тахограф нужен, чтобы:

  • обеспечить безопасность для всех участников движения и определить истинных виновников ДТП, нарушений — аварии с участием большегрузных ТС приносят максимум ущерба, а информация с тахографа дает возможность точно выяснить, по какой причине произошло ЧП и доказать невиновность водителя;
  • ежедневно получать точные, истинные сведения о пройденном расстоянии, маршруте — показатели прибора с крипто-защитой не удастся незаметно подделать, и владелец ТС будет знать обо всех несанкционированных простоях, отклонениях от пути, вести учет транспортных расходов и контролировать персонал;
  • прозрачно вести бухгалтерию — данные, которые невозможно фальсифицировать, удобны для использования в отчетности, начисления зарплат, премий и взысканий;
  • принимать грамотные логистические, управленческие решения — использование тахографов повышает производительность труда, эффективность бизнеса, снижает транспортные издержки, позволяет разработать оптимальные маршруты и так далее.

Законодательная база для использования тахографов

Использование измерительного оборудования регламентируется европейскими нормами ЕСТР, ратифицированными в РФ, и правилами, оговоренными в российском законодательстве. Строго говоря, тахографом, разрешенным к эксплуатации, может называться только прибор, который отвечает требованиям правительственного Постановления №720 (с сертификатом технического соответствия) и, если ТС выезжает за пределы России — нормам ЕСТР и Директивы ЕС №3821/85. Кроме этих актов, сферу применения бортовых устройств регламентирует:

  • Федеральный закон РФ №78 — по нему, ТС с регистрацией после 16.06.12 должны оснащаться криптозащищенными цифровыми приборами, а за невыполнение требований законодательства и нарушение режима «работа-отдых» владелец транспорта будет нести ответственность в соответствии с Административным кодексом;
  • приказы Минтранса РФ (№36 от 13.02.13, №470 от 17.12.13 и другие) — они в разное время закрепили обязательность установки тахографов на коммерческих ТС, тип приборов, особенности их проверки и прочих моментов;
  • письмо Минтранса №03-03/07-568 (о возможности устанавливать на ТС любые приборы, соответствующие постановлению №720) и так далее.

Основные положения действующих норм касаются транспортных средств, на которых в обязательном порядке предусматривается тахограф. Это ТС нескольких категорий — пассажирские М2 и М3, с перевозкой более 8 человек, и грузовые N2 и N3. Как отмечалось в вышеназванном письме Минтранса, для поездок в пределах РФ достаточно тахографа, отвечающего требованиям постановления №720. Если же ТС выезжает за границу, в том числе в страны таможенного Союза, понадобится прибор, соответствующий ЕСТР. Для упрощения выбора можно ознакомиться со списком приборов, одобренных Минтрансом РФ — он есть на официальном сайте министерства.

Перечень тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории РФ


 

1 "ШТРИХ-ТахоRUS" SM 10042.00.00-13
2 "КАСБИ DT-20M"
3 "Меркурий ТА-001"
4 "DTCO 3283"
5 "ТЦА-02НК"
6 "Drive 5"
7 "ШТРИХ-ТахоRUS" SM 100.42.00.00.14
8 "EFAS V2 RUS"
9 "Drive Smart"
10 "ТЦА-02НК" исполнение "У"
11 "МИКАС 20.3840 10 000"

 

Ответственность владельцев транспорта за неустановку оборудования

Действующие законодательные нормы предусматривают ответственность владельцев — компаний и отдельных лиц — за пренебрежение правилами относительно использования тахографов. По таможенным правилам, в Россию можно ввозить только устройства, сертифицированные по Постановлению №720. Российский Кодекс административных нарушений оговаривает, для каких категорий ТС обязательна установка приборов (одиннадцатая статья) и предусматривает за нарушение штраф. Его размер зависит от формы, вида организации и степени «тяжести».

Индивидуальным предпринимателям начисляют штрафы 1000-3000 рублей, организациям — 5000-10 000 рублей. Окончательное решение принимают обнаружившие нарушение инспекторы ДПС, которым открыт доступ к онлайн-сервисам проверки карт РФ/ЕСТР. Проверяющие начисляют штраф, если:

  • контрольно-измерительной техники нет на коммерческом перевозчике людей и/или грузов;
  • прибор установлен, но не включен при движении или неисправен — важно, что сломавшийся во время пути прибор можно починить и после завершения поездки, но сразу же, иначе штраф обязательно начислят;
  • тахограф не сертифицирован, не опломбирован, не защищен от взлома или не оснащен криптографическим ПО;
  • нет водительской карты или датчиков аудио-визуального предупреждения.

В странах, на которые распространяются нормы ЕСТР, тоже существует нормативная база и развернутая контролирующая инфраструктура. Требования для международных коммерческих перевозчиков строго регламентированы, действуют в рамках единой европейской информационной системы, штрафы взимаются в пользу страны, в которой они были выписаны. Сумма составляет до 4000 евро.  

Модели тахографов

Основная классификация устройств — по методике фиксации данных. В соответствии с ней приборы делят на аналоговые, записывающие информацию на таходиски, и цифровые, поддерживающие электронные карты, с возможностью программирования и электронной памятью. Первые, механические, одобрения Минтранса не получили, в Европе они не устанавливаются с 2006 года, а с 2010 и не ремонтируются.

Цифровые устройства хранят информацию до года, защищены от несанкционированного доступа, изменения данных. Их устанавливают на заводе-изготовителе ТС или монтируют уже перед использованием транспорта в коммерческих целях. Для фиксации данных используют специальные носители информации — карты, водительские, контрольные, принадлежащие предприятиям. Распечатывать и просматривать данные можно на дисплее прибора, ПК после переноса/выгрузки или на распечатке.

Российские и импортные тахографы записывают информацию в едином стандарте и работают во времени UTC. В приборах из РФ есть опция подключения по ГЛОНАСС. Навигационно-криптографические модули позволяют выполнить требования по СКЗИ. Также при выборе модели прибора важно учесть:

  • на ТС европейских марок «моложе» 16 лет необходимо устанавливать тахографы, соответствующие ЕСТР;
  • в некоторых моделях российских грузовиков и автобусов (к примеру, «Газель») для подключения прибора ЕСТР придется устанавливать импортную коробку передач;
  • многие тахографы оснащены удобными функциями — выгрузкой данных, совместимых с бухгалтерским ПО (1С) и другими.

Покупка и установка оборудования

При покупке устройства необходимо проверить, чтобы оно соответствовало актуальным требованиям законодательства, без проблем интегрировалось с узлами ТС и было удобно в работе. 


Продажа и установка тахографов
Приобрести точные и отвечающие действующим правилам тахографы можно в компании Omnicomm, предоставляющей клиентам из Екатеринбурга, Свердловской области. Кузбасса и Республики Крым услуги по продаже, установке, калибровке и активации контрольного оборудования «под ключ». В стоимость включаются все работы, в том числе помощь в оформлении водительских карт. Приборы есть в наличии (ждать не придется), расчеты прозрачны — без скрытых платежей. 
+7 343 382‑88-48
info@omnicomm-ural.ru

Все тахографы цифрового типа подключаются к датчикам скорости (в обязательном порядке) и устанавливаются в кабине так, чтобы водителю было удобно каждый день вставлять карту, вводить и считывать с дисплея данные. Дата установки прибора (она легко определяется по распечаткам) — «привязка» устройства к VIN-номеру ТС. Размещают тахографы в штатных 1din‑местах — гнездах для спидометра, автомагнитолы или других точках.

Установка тахографа

Установку проводят поэтапно:

  • заказывают карту водителя, выбирают место для прибора, осматривают транспорт — чтобы оценить его «совместимость» с тахографами и определить, нужно ли заменять спидометр, подключать новые датчики скорости;
  • при необходимости — устанавливают или заменяют датчики;
  • подключают кабели прибора к бортовой сети (ДСА, спидометру) и подают на датчики питание;
  • проверяют работоспособность системы;
  • пломбируют соединения и разъемы и активируют СКЗИ — работу должна выполнять только сертифицированная мастерская, агентство, подтверждая поверку печатью;
  • калибруют, настраивают и активируют СКЗИ.

Калибровка, настройка и обслуживание тахографов

Наклейка калибровки тахографа
Калибровку вправе выполнять только специализированный, имеющий разрешения центр. Процедуру подтверждает специальная наклейка, срок ее действия для цифровых ЕСТР-тахографов — 24 месяца. Обязательная стадия установки — настройка прибора с занесением в память параметров установки, идентификации и ограничений по скорости, интервалу до следующей поверки. В измеряемые характеристики включают W-коэффициент ТС, длину окружности колес, давление в шинах, пробег и так далее. Идентификационные параметры — номера автомобиля, тахографа, часовой пояс и другие. Настройку можно выполнять только с использованием карты мастерской.

Работы по обслуживанию регламентируются Росавтотрансом. В них входит:

  • сверка точности показаний прибора и правильности его работы;
  • корректирование времени с учетом часовых поясов;
  • сверка характеристик пробега, максимально допустимой скорости, регистрационных номеров и так далее.

Проверки проводят регулярно, раз в 24 месяца, или внепланово — после ремонта тахографа, замены шин, блоков СКЗИ, изменении номера ТС. Обслуживать и настраивать оборудование можно на специальных испытательных стендах в автомастерской.